На протяжении 2018-2021 годов в учреждении образования реализован инновационный проект
«Внедрение модели нравственного развития обучающихсяв современном образовательном пространстве на православных традициях и ценностях белорусского народа с учетом регионального социокультурного кластера»
В наиболее общем смысле термин нравственное развитие обозначает процесс, с помощью которого дети интернализируют общественные понятия о правильном и неправильном (М. Кордуэлл).
В основу идеи нравственного развития положены теория социального обучения, которая рассматривает нравственное развитие в терминах выработки у ребенка морально приемлемых видов поведения. Теория психоанализа: в результате Эдипова комплекса и комплекса Электры дети идентифицируется с родителями того же пола и интернализируют их жизненные ценности в своем Супер-Эго. Теории когнитивного развития (например, теория Кольберга) рассматривают нравственное развитие как отражение способа детских рассуждений о моральных дилеммах, что в свою очередь является продуктом их интеллектуального развития.
Условно процесс нравственного развития личности можно разделить на два взаимосвязанных и взаимообусловленных этапа: этап нравственного воспитания и этап самовоспитания (Е.Е. Витрук).
Этап нравственного воспитания состоит из нескольких уровней, основные из которых: этический, уровень вежливости, воспитанности и собственно нравственный уровень.
В этап нравственного самовоспитания мы включаем последовательность следующих уровней: интеллигентность, уровень культуры, акме и духовность.
Первый этап нравственного воспитания – это, в основном, воздействие взрослых на ребенка и взаимодействие с ним.
Второй этап – самовоспитание, саморазвитие и самосовершенствование, это сознательное духовное возвышение (восхождение), это стремление к полной реализации всего потенциала личности, стремление к акме.
Знание и систематическое научение этическим правилам, включение в педагогически целесообразную и психологически оправданную деятельность, а также отбор наиболее эффективных действий необходимо оптимизируют процесс качественного освоения этического уровня нравственного развития личности, что позволяет естественно и органично перейти на уровень вежливости.
На уровне вежливости внешне все те же нормы и правила, но это уже не формальное следование им, а качественно новое, личностное, субъективное, индивидуальное отношение (они приняты, поняты, переработаны и соответственно этому действуют).
Основная задача уровня воспитанности – превратить (перевести) количественный набор правил и норм поведения в качественное преобразование личности. Переход вежливости, учтивости в воспитанность – есть переход количества в качество.
Уровень нравственного поведения личности характеризуется нравственной зрелостью личности. Соответствие нравственных знаний и нравственного поведения свидетельствует о высоком нравственном развитии личности.
Уровень нравственного сознания личности означает, что человек знает, что делать, как делать и зачем делать, понимает и предвидит последствия сделанного и сказанного им. Именно ответственность является содержанием нравственного сознания. И она же определяет уровень нравственного сознания. На данном уровне достигается гармония (разумное сочетание) между «внешним» и «внутренним».
Уровень нравственности является вершиной нравственного воспитания и необходимым условием для дальнейшего нравственного самосовершенствования личности. Достижение данного уровня возможно только при условии целенаправленной, планомерной, заинтересованной, осмысленной работы всех субъектов воспитательного процесса (семьи, школы, социальных институтов и активности самих воспитанников) в образовательном пространстве, рассматриваемом как вид пространства, место, охватывающее человека и среду в процессе их взаимодействия, результатом которого выступает приращение индивидуальной культуры образующегося.
Н.К.Катович предложена модель структуры образовательно-воспитательного пространства региона:
В центре модели находится ценностно-смысловое ядро, основу которого составляет личность школьника.
Второй уровень модели составляет само образовательно-воспитательное пространство.
Третий уровень модели — координационно-педагогический компонент.
Современное образовательное пространство выступает как фактор социальной стабильности и адаптации личности в многокультурной среде; путь реализации аксиологических императивов; средство удовлетворения образовательных, познавательных и культурных потребностей человека; форма социально-педагогического обеспечения поддержки и безопасности детей и молодежи.
Главной целью современного образовательного пространства должно стать создание гуманистической атмосферы, ориентированной на личностный подход в развитии каждого ребенка, на выработку и реализацию условий социально-педагогического обеспечения безопасности детей и молодежи в современном социуме.
В рамках организации образовательного процесса создан региональный социокультурный кластер по взаимодействию учреждения образования с учреждениями дополнительного образования, учреждениями культуры, расположенными в микрорайоне школы, а также социальными партнёрами по нравственному развитию личности обучающихся в современном образовательном пространстве на православных традициях и ценностях белорусского народа. Объединение ресурсов (интеллектуальных, информационных, кадровых, культурно-досуговых, материально-технических, финансово-экономических) данных учреждений и организаций позволило более эффективно осуществлять процесс нравственного развития обучающихся в образовательном пространстве .
Наша локальная модель представлена следующим образом:
В модели выделено 3 основных блока:
1.Концептуально-целевой блок.
Модель, положенная в основу инновационного проекта, сформирована на основе нескольких концептуальных подходов к изучению проблем нравственного развития личности обучающегося в современном образовательном пространстве.
Аксиологический подход, который предполагает приоритетное значение ценностей личности и коллектива в процессе образования и воспитания.
Личностно-ориентированный подход подразумевает индивидуализацию и творческую направленность образовательного и воспитательного процесса по повышению уровня нравственного развития личности обучающегося в образовательном пространстве.
Деятельностный подход, основным принципом которого является принцип единства сознания и деятельности, предполагает взаимосвязь и взаимозависимость сознания и психики и различных форм предметной деятельности.
Системный подход, при котором образование и воспитание с позиции системного подхода рассматриваются как системы, обладающие определенными структурами, но не сводимыми к сумме конкретных элементов, в них свойства каждого элемента определяются его местом в общей структуре.
Основные принципы деятельности – развития, непрерывности, преемственности, доступности, самоорганизации, самоуправления.
2.Содержательно-деятельностный блок.
Осуществлён объединенный единым замыслом комплекс социально-ориентированных мероприятий, направленных на решение основных задач инновационной деятельности. Объединение ресурсов (интеллектуальных, информационных, кадровых, культурно-досуговых, материально-технических, финансово-экономических) заинтересованных учреждений и организаций позволит более эффективно осуществлять процесс нравственного развития обучающихся в образовательном пространстве. Субъекты образовательного процесса также обеспечивают эффективность реализации факультативного курса «Основы православной культуры» и других программ духовно-нравственного воспитания на православных традициях и ценностях белорусского народа.
Организация нравственного развития личности обучающегося в современном образовательном пространстве на православных традициях и ценностях белорусского народа осуществляется с учётом возрастных особенностей обучающихся.
Организовано активное привлечение родительской общественности в реализации мероприятий инновационного проекта, а также эффективная методическая подготовка педагогов-инноваторов как индукторов, которые передают учащимся информацию, целью которой станет формирование подрастающего поколения как патриотов своего Отечества, нравственно здоровых личностей с ярко выраженной индивидуальностью, имеющей свои особенностями мышления, характера и поведения.
3.Результативно-коррекционный блок.
Регулярное и постоянное отслеживание результатов деятельности всех участников инновации, проведение мониторинга (стартового, промежуточного, итогового) по предложенным ниже критериям позволило достигнуть оптимальных результатов, обеспечить своевременную коррекцию деятельности.
Критериями и показателями сформированности нравственных качеств личности обучающихся по итогам реализации инновационного проекта выступают:
- Личностное развитие (преобладание созидательной направленности личности; приоритет нравственных мотивов в мотивационно-потребностной сфере учащегося; положительные личностные черты: честность, правдивость, отзывчивость, доброта, гуманность; потребность личности в дальнейшем нравственном самосовершенствовании);
- Воспитанность (переход количественного набора правил и норм поведения в качественное преобразование личности; миролюбивое отношение к сверстникам, педагогам, членам семьи и окружающим; проявление внимания и заботы о своих близких, одноклассниках, других людях; конвенциальная корректность в построении отношений с представителями других конфессий; стремление оказать помощь друзьям и близким, попавшим в затруднительное положение);
- Когнитивный компонент (представление об общечеловеческих ценностях как основе социальной жизни; знание социально одобряемых норм и правил взаимодействия с людьми; представление о гражданственности, патриотизме, семейном долге, о нравственных основах и этике взаимоотношений полов, младших и старших);
- Поведение (соответствие поведения, общения социально-одобряемым требованиям, православной культуре; владение конструктивными способами предупреждения и разрешения конфликтов в поликультурном образовательном пространстве; нравственное поведение на основе усвоения нравственных норм и формирования нравственного сознания).